Ягоды годжи: обман покупателей

О ягодах годжи слагаются почти легенды. А так ли они эффективны, как об этом трубят на каждом шагу? Рассмотрим факты:

Данные о лечебных свойствах ягод годжи не были проверены Управлением контроля над продуктами и лекарствами США. Ягоды годжи не предназначены для диагностирования, лечения или профилактики каких-либо заболеваний.

Мартин Линдстром, автор книги «Вынос мозга! Как маркетологи манипулируют нашим сознанием и заставляют нас покупать то, что им хочется», пишет:

ЧТО ЛЕЧАТ ЯГОДЫ ГОДЖИ?

Китайская медицина веками использует Lycium barbarum и Lycium chinense (научные названия ягод, вряд ли пригодные для маркетинговых целей) для защиты печени, улучшения зрения и стимуляции иммунной системы и циркуляции крови.

Сегодня многие производители этих соков – PepsiCo, Coca-Cola, Schweppes, Anheuser-Bush, Dr.Pepper Campbell’s и FreeLife International – утверждают, что ежедневное употребление сока ягод годжи способно исцелить почти все недуги человека: депрессию и тревожность, сексуальную импотенцию, радикулит, проблемы кровообращения, пониженный или повышенный уровень содержания сахара в крови, аутоиммунный дефицит, дисфункцию печени, дегенерацию желтого пятна, даже некоторые формы рака.

Некоторые поставщики, продающие Lycium barbarum, доходят до того, что утверждают, будто жил-был человек по имени Ли Куинг Юэнь, который каждый день ел ягоды годжи и прожил 252 года.

Но, как застенчиво признают производители на этикетке одного из таких соков:

«Данные об эффективности ягод не были проверены Управлением контроля над продуктами и лекарствами США. Ягоды годжи не предназначены для диагностирования, лечения или профилактики каких-либо заболеваний.»

Итак, есть ли доказательства того, что эта дорогостоящая маленькая ягодка действительно благотворно влияет на здоровье – или все это шарлатанство?

СКОЛЬКО СТОИТ ЗДОРОВЬЕ, СЧАСТЬЕ И ДУХОВНОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ?

Сегодня ягоду годжи, или дерезы, которая выглядит как красный сморщенный изюм, давят, измельчают и процеживают, превращая в сок, похожий на помои, а потом продают в магазинах здоровой и органической пищи по цене от 30 до 50 долларов за литровую бутылочку.

Какие-то исследования эффективности ягод действительно проводились.

А КАК С ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ?

В статье, где опубликованы результаты исследования, высказывается осторожное мнение, что Lycium barbarum, «несомненно, заслуживает дальнейшего изучения».

В ходе другого исследования обнаружилось, что бесшерстные мыши, которым давали сок годжи, а затем подвергали воздействию ультрафиолетового облучения, меньше обгорали – отсюда вывод, что этот сок может обеспечить дополнительную защиту людям с ослабленной защитой от ультрафиолета.

Известно только 3 исследования ягод годжи, ни одно из них не доказало их эффективность для лечения каких-либо заболеваний, тем более эффективность годжи для похудения.

В третьем странноватом исследовании, проведенном в 2004 году колледжем общественного здоровья при Уханьском университете Китая, у кроликов с диабетом после употребления годжи обнаружили «повышение уровня альфа-липопротеинов высокой плотности, или «хорошего» холестерина, и снижение уровня глюкозы в крови».

Да, все это очень полезно загорающим грызунам и страдающим диабетом кроликам, но как насчет людей?

Хотя фольклор, легенды и происхождение экзотической ягоды годжи может окружать ореол сказочного очарования, нет никаких научных подтверждений того, что ягода годжи оказывает какое-либо воздействие – за исключением, пожалуй, воздействия на наши кошельки.

И все же мы продолжаем закупать сок целыми упаковками. В 2009 году оборот рынка продукции годжи составил 145 миллионов долларов. Но если ничем не доказано, что ягоды годжи обладают лечебным эффектом, возникает очевидный вопрос: как именно нам так брендируют сознание, чтобы мы закупали такое количество годжи?

ПОЧЕМУ МЫ ПОКУПАЕМ ЯГОДЫ ГОДЖИ?

Оказывается, эта ягода делает настоящие чудеса не с нашим сердцем, системой кровообращения или уровнем сахара в крови, а с нашим мозгом. За многие годы своей карьеры я много раз был свидетелем того, что сообразительные компании могут буквально внедрять соматические маркеры в наше сознание, создавая ассоциации между какой-нибудь позитивной эмоцией и своим товаром. По всей видимости, именно это происходит с ягодой годжи.

Маркетологи, рекламисты и продавцы всего, от пищи и напитков до одежды и косметики начали свою кампанию, почти крестовый поход, и весьма доходный, чтобы зажечь в нас желание покупать их бренды и продукты, наделяя их такими неосязаемыми, но эмоционально мощными «духовными» качествами, как здоровье, надежда, счастье, вера, ясность, удача и даже духовное совершенствование.

Дэн Ариели, профессор поведенческой экономики в университете Дьюка замечает, что зачастую мы приобретаем не только определенную вещь, но и идею, воплощенную в этой вещи. Будь то здоровье, счастье, просветление или социальная ответственность.

Именно эта универсальная психологическая тенденция делает тайные манипуляторы такими могущественными.

Источник

Поддержите нас, поделитесь статьёй с друзьями: